РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

1. Стимуляция речи от 1 года до 2-х лет 
2.  Чем отличается дислалия от стертой формы дизартрии
3.Предпосылки нормального развития речи ребёнка.
4. Предпосылки для успешного овладения грамотой.
5. Признаки и причины нарушений


1. Стимуляция речи от 1 года до 2-х лет 
ШАГ1. Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) -

ШАГ 2. Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет

Шаг 3. Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию"
1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла)

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.:
МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га

Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов
Слово звукоподражание
Барабан - бам-бам-бам
Упал - бах, бабах
Качаться, качели - кач-кач
Дождик - кап-кап
Гусь - га-га-га
Лягушка - ква-ква
Дай, дать? - дай
Собака - ав-ав
Ворона - кар-кар
Спать - а-а-а, бай-бай
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

!!! Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года

ШАГ 5 Появление слов взрослого лексикона:
Бабака (собака)
Титики (часики)
Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)

!!! Приблизительный возраст начала этого этапа - 1 год 8 месяцев.

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»*
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которые думают так:
" Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".
Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова.

ПРАВИЛА:
• Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
• Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка
• Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа).
• Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
• Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
• Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
• Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить.
Делайте это в таком порядке:
1. Знакомый слог
2. Новый слог
3. Новый слог (тот же)
4. Знакомый слог
5. Знакомый слог.

Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.
 Чем отличается дислалия от стертой формы дизартрии ⁉ 

Оба речевых нарушения - стертая дизартрия и дислалия - схожи в том, что основным симптомом выступает нарушенное звукопроизношение на этом их сходство и заканчивается.

1. Неврологические заболеваний и органические поражения ЦНС: при дислалии - неврологических заболеваний и органических поражений - нет, ребенок может быть соматически ослабленным (наприм. часто болеть простудными заболеваниями), при дизартрии - есть поражение ЦНС.

2. Общая и мелкая моторика при дислалии не нарушена, при дизартрии общая и мелкая моторика нарушены в той или иной степени.

3. Артикуляционный аппарат – при дизартрии - ярко выраженная асимметрия лица, мягкого неба и языка; губы в покое приоткрыты или стиснуты; носогубные складки сглажены.

4. Звукопроизношение. При дислалии, как правило нарушено произношение не более 2-х звуков, при дизартрии же нарушено произношение 2-х или более звуков, речь ребенка смазана.

5. Поставленные звуки при дислалии быстро автоматизируются, при дизартрии же -изолированно ребенок быстро обучается произносить звук, но поставленный звук автоматизируется с трудом.

6. Голос при дислалии звонкий, громкий, хорошо модулируемый, при дизартрии же голос тихий, слабый, затухающий к концу фразы, прерывистый.

7. Физиологическое и речевое дыхание при дислалии не нарушено, при дизартрии - физиологическое дыхание – поверхностное, ключичное; речевое дыхание не достаточное, прерывистое.

8. При дислалии речевая активность повышена, при дизартрии – понижена.

9. При дислалии к своему дефекту ребенок относится критично, при дизартрии - к своему дефекту ребенок безразличен.

10. Общение со взрослыми – при дислалии ребенок хорошо идет на контакт, поведение адекватное, при дизартрии - поведение ребенка неровное, отмечаются частые перепады настроения.

11. Память, внимание, работоспособность при дислалии в норме, при дизартрии - снижены, может наблюдаться ЗПР (задержка психического развития).


12. Поведение ребенка на уроке – при дислалии ребенок активен, подвижен, с легкостью переключается с одного задания на другое, при дизартрии - ребенок медлителен или суетлив, с трудом переключается с одного задания на другое, быстро устает.



3.Предпосылки нормального развития речи ребёнка.

1. Психологическое и физическое здоровье.

2. Нормальные умственные способности.

3. Нормально развитый слух и зрение.

4. Потребность в речевом общении.

5. Полноценное речевое окружение.


4. Предпосылки для успешного овладения грамотой.


1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).

2. Психическое и физическое здоровье.

3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.

4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.

5. Полноценное речевое окружение.

6. Нормальное развитие двигательной сферы



5. Признаки нарушений речи:



• к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

• к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

• к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

• к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

• к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

• к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

• к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

• к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

• к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

• к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

• к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

• в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

• в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;


Причины нарушений речи


Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

* негативные факторы в период беременности и родов;

* «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

* перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
* частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

* наследственные факторы;

* снижение слуха;

* анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

* сосание пальца.


1 комментарий:

  1. Добрый день! Елизавета Николаевна, спасибо за информацию! Очень интересно и полезно, есть на что обратить внимание в работе с детьми. Желаю успехов в вашей деятельности!

    ОтветитьУдалить