ДИЗАРТРИЯ

- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата ( Л.С Волкова)

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи.

👀 Причины:
В подавляющем большинстве случаев (более 80%) дизартрия сопровождается ДЦП (детским церебральным параличем) и вызывается теми же нарушениями в центральной нервной системе. Эти нарушения могут возникнуть, как во время беременности, так и в первые два года жизни, а также во взрослом состоянии.
К факторам возникновения дизартрии относятся:
- гипоксия
- токсикозы во время беременности
- резус - конфликт
- болезни матери
- родовые травмы и патологии беременности
- энцефалит, менингит
- черепно-мозговые травмы
- гидроцефалия
- интоксикация организма
- инсульт
- опухоли головного мозга
- рассеянный склероз, атеросклероз и т.д.

📝 Формы дизартрии:
-📍Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
-📍Подкорковая – характерно наличие непроизвольных насильственных движений мышц. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи, иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.
-📍Мозжечковая – нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. Отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений). Возникает редко.
-📍Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между словами, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
-📍Псевдобульбарная – характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизведение соноров, свистящих и шипящих.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП дизартрия может встречаться: спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

👊🏻Степени тяжести дизартрии:
I степень – стертая дизартрия. В этом случае симптомы почти не наблюдаются и в большинстве случаев выявить их может только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте около 5 лет. Симптомами стертой дизартрии могут быть: проглатывание или искажение слогов и звуков, плохая дикция, в целом невыразительная речь.
II степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
III степень - понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
IV степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

🔎Диагностика дизартрии:
Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии, транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи; синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия; уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.
На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

👩‍⚕🙌🏻 Коррекция дизартрии:
Работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации, назначаемой неврологом.
На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.
Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. В автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения.
Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития.

📈 Прогноз:
Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента и его близкого окружения.
При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции.

Источник https://www.defectologiya.pro/

1 комментарий: